воскресенье, 28 февраля 2010
Мысли про Тода и его любовь. По первой постановке в Вене.И всё же есть одна вещь, которая мне не совсем доступна.
Если смотреть на Тода глазами людей.
Стоит ли различать смерть и прекрасное её воплощение?
Можно ли любить его просто как прекрасный образ или обязательно желать собственной смерти?
То есть можно ли любить его со стороны, не входя в его царство. И не отдаваясь ему навсегда.
Нет? Судя по всему, нет.
Если ты по-настоящему желаешь Смерти, то должен умереть. Чтоб ничего не получить взамен, потому что Смерть не привыкла и не знает, как отдавать? Но в случае с Элизабет Смерть не против отдавать ей своё внимание и время. Однако, когда получает своё, быстро охладевает. Судя по всему, ко всем. И к Элизабет и к Рудольфу теряется всякий интерес после смерти.
Может, у него механизм желания таков, что желаются только те, кто пока не умер? А потом он запрограммирован остывать и уходить.
И именно потому любовь со Смертью невозможна, пока ты жив. Потому что он хочет от тебя только твоей собственной смерти и ничего больше. С Элизабет он, возможно, хотел чего-то большего, но сам был не в состоянии понять, чего хотел. И в итоге всё это вылилось в обыкновенное желание поцелуя и её смерти. Потом пошло обычное отторжение. И воспоминание о ней, потому что вопреки обычному ходу вещей интерес после её смерти до конца не пропал. Отсюда и протянутая к её портрету рука.
Откуда же хор мёртвых под покрывалами тления, и почему её нет среди них?
Он явно состоит из тех, кто не смог упокоиться и улететь куда-то, куда Тоду нет места. И остались они в мраке и компании Лукени страдать о прошедшем.
Почему-то кажется, что не должен Тод управлять тем, кому оказаться среди них, а кому попасть в (возможно) лучшее место. Он не похож на силу, способную и приспособленную делать подобные решения. Не вижу я в нём глубинной мудрости и понимания человеческой сущности. И справедливости не вижу. Он куда больше похож на красивую и стильную декорацию к процессу перехода в другой мир, поставленную на своё место какой-то природной или одушевлённой силой. Наделённую некоторыми качествами и механизмами работы и не лишенной отблесков человечности. Симпатий и антипатий, насмешливости, самодовольства, радости, раздражения и страсти. Но подчинённых строгим рамкам работы и собственного предназначения.
Потому мне кажется, что человеку дано самому выбирать, куда ему попасть. В место, где забудется всё, если он готов отпустить сдерживающий его мир. Или туда, где и собрались наши мёртвые, цепляющиеся за свой мир в бесконечных попытках понять, что там происходит и почему. И в агонии вспоминающие свою земную жизнь.
Где-то там среди этого тлена, между нашим миром и вечным покоем, и бродит дер Тод. Впрочем, ему по природе его не может быть интересно то, что уже стлело.Подозреваю, что это одна из последних записей на эту тему.
Я почти разложил всё по полочкам! х)))
@темы:
une grande amore
А когда помираешь, то дер Тоду становится пофигу. Т.о. любовь с ним возможна пока ты жив и только тогда, но это будет хрень какая-то. Как с Сисси, например. Но это ж дер Тод. Сложно от него ожидать романтических ужинов и свиданий)))
Да) Он вечный пикапер)))
тогда даже страдания Элизабет немного оправдываются. х)))
Мне несколько моментов в мюзикле показались довольно противоречивыми. Ведь в прологе der Tod говорит 'Ich habe sie geliebt', не "люблю", а именно "любил"; но в то же время "эта старая песня" до сих пор "пламенеет в груди" - выходит, чувство есть, оно не ушло? Или всё же ушло? По своей ли воле он оставил Елизавету после поцелуя, или таков мировой закон, что der Tod - только посредник между миром живых и миром мёртвых и никого и ничто не может удержать подле себя? Загадка.
Ещё одно противоречие. Когда у гроба Рудольфа der Tod отвергает Елизавету с её мольбами о жалости, кажется, уже очевидно, что он утратил к ней всякий интерес, что такая - надломленная, несчастная, покорившаяся - она ему не нужна. Но в финале, когда она впервые сама приближается к нему и бросается в его обътия, он вздрагивает и на мгновение застывает, словно бы не веря в происходящее; и невзирая на подчёркнуто холодное, отрешённое выражение лица, он выглядит изумлённым. Значит, отвергал он её только из мести и его "ты не нужна мне, уходи!" было только позёрством? Ну как тут разобраться?
Что же касается мёртвых и того места, где все они прибывают вместе с Лукени, я так и не решила для себя, что же это такое. То есть, имеются предположения, но опять-таки довольно противоречивые.
На этом умолкаю, потому что комментарий и так получился гигантским)
Противоречия, да.
Мне кажется, что Тод сам не понимает, любит он или любил. Может, основная волна страсти прошла, и осталось как раз то, что иногда там пылает воспоминанием и заставляет протягивать руку к её портрету? Именно потому что он не приспособлен к такого рода чувствам, но в этот раз что-то пошло не так?
Мне кажется довольно логичным предположить, что именно так и было.
Сюда же можно отнести и его показную холодность в момент смерти Элизабет. Вроде как и не должна ничего значить, однако её объятья волнуют. )) К слову, в момент, когда Рудольф падал ему на колени, он тоже вздрагивал. Может, объятья умирающего просто не могут не волновать?)))
А насчет мёртвых. Разве указывает что-то на то, что это не может быть своего рода послесмертием для тех, кто не может упокоиться навечно? Тех, кто временами спускается на землю в виде духов?
Я вижу по крайней мере два варианта. Если речь идёт о том загробном мире, который предполагает христианская вера, то это, возможно, своего рода чистилище, и души тех, кто не может упокоиться, остаются там, между Раем и преисподней.
Если же это атеистическая вселенная, то это действительно некий "третий мир", "проходная" между жизнью и бессмертием, куда время от времени заглядывает "в гости" der Tod. Или это его королевство, где правят бал тьма и тлен. Так даже красивее)
Или же "всем воздаётся по вере их" и люди эти остались в своём исчезнувшем, сгнившем и обратившемся в прах мире, за который они продолжали цепляться и после смерти. Елизавета же обрела свободу и покой, потому что в конце уже верила, что именно это ожидает её там... во всяком случае, хочется так думать.
Мне кажется, что Тод сам не понимает, любит он или любил.
Возможно) Трудно предположить, что там было на самом деле. Крёгер, при всей внешней холодности и изысканной сдержанности игры, играет такую сложную гамму чувств, что разобраться в них - та ещё задачка. Его der Tod, думаю, самый "трудный" из всех. И с Рудольфом не вполне понятно, да)
то действительно некий "третий мир", "проходная" между жизнью и бессмертием, куда время от времени заглядывает "в гости" der Tod. Или это его королевство, где правят бал тьма и тлен. Так даже красивее)
Это да, кажется самым вероятным.
Или же "всем воздаётся по вере их" и люди эти остались в своём исчезнувшем, сгнившем и обратившемся в прах мире, за который они продолжали цепляться и после смерти.
Хм. Их мир это же в некотором роде и наш мир?) Просто изменившийся. Потому мне кажется, что их мира, таким, каким он был, не существует сейчас.
Его der Tod, думаю, самый "трудный" из всех.
Да. Думаю, каждый может трактовать его по-своему. Но в одном мы сходимся - любовь была. Причем взаимная.